Анри Картье-Брессон и жизнь в объективе реальности

«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…»

Что для Вас «решающий момент» в жизни? Наверное, эмоциональный предел, который отрезает путь назад и подталкивает к движению вперёд, то настоящее, которое расставляет точки над «и» в прошлом и предсказывает будущее.

Для великого фотохудожника, отца фотожурналистики, Анри Картье-Брессона «решающим моментом» в жизни и в фотографии стала точка наивысшего напряжения эмоции человека и таких портретов мир до него не видел.

Bonjour!

«Бонжур!» слышится из каждого уголка этой утончённой страны. Как Вы уже успели догадаться, великий Henri Cartier-Bresson родился и вырос во Франции, в Шантелу-ан-Бри. Родственные связи в семье Картьер-Брессон были чрезвычайно тёплыми, ведь любовь крестьян Картьер и промышленников Брессон смогла преодолеть даже сословную пропасть. Более того, буквально «за ручку» 5-летнего Анри в мир искусства повёл его дядя. Спустя два года, дяди не стало, но мальчик уже не мог сойти с пути и верно следовал призванию, сначала обучаясь более 7 лет у Андре Лота, а затем вооружившись, на тот момент, чудом техники, фотоаппаратом Leica. Эта камера позволяла снимать объекты в движении и подарила талантливому парню билет в успешное будущее.

«Магнум фото», или Начало оглушительного успеха!

После первой женитьбы в 1937 году, в этот период эмоционального подъема, у Картье-Брессона начал формироваться тот самый неповторимый стиль, который спустя некоторое время будет назван «решающим моментом». Вторая Мировая война ворвалась в мир фотографа сначала военными действиями, а затем чередой пленений, и потребовала отложить совершенствование в фотоискусстве до более спокойных времён. За продолжение съемок Анри угрожал арест, но, благодаря упорству деятеля, теперь у всего мира есть представление о тех тяжёлых временах: фильм «Возвращение» и снимок под названием «Освобождённый узник концлагеря Дессау».

Организация Maghnum Photos  стала «путеводной звездой» в мире фотографии 20-го века. Картье-Брессон вместе с именитыми мастерами (Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром, Марией Айснер и другими) «разделил» планету на сферы влияния и самому фотографу досталась «Азия».  Анри провёл много лет в восточных странах и обрёл всемирную популярность.

Анри и СССР: развенчание мифов о медведе и балалайке

Теперь мировая известность Картье-Брессона поддерживалась многочисленными визитами в разные уголки мира — и СССР не стал исключением.

Визиты в Союз были отмечены 1954 и 1972 годами. Именно Анри Картье-Брессону мы обязаны тем, что он своим зорким взглядом смог рассмотреть не дремучих выпивающих «этих русских» с балалайкой наперевес и медведем, запряженным в упряжку, а обычных и скромных советских людей, таких открытых, грустных и весёлых.

Им посвящён альбом «Москвичи», который более чем широко был представлен на многочисленных западных выставках и по сей день.

Заря карьеры и бессмертная слава имени

Остаток своей жизни знаменитый фотохудожник решил посвятить живописи, и её он считал своей истинной страстью. По его мнению, фотография значила лишь инструмент, который фиксирует занятный момент. И никакого искусства тут нет.  Но весь мир ценит и знает его как гениального фотографа, чьи работы — это правда в кристальном виде. Многим известно, что позирование невозможно скрыть, и любому человеку видна фальшь в натянутой улыбке на портрете.  Анри приходилось заклеивать чёрной плёнкой блестящие детали камеры, чтобы модели даже не догадывались о той магии, которая происходила на экране в эту секунду.

Мастерство «невидимки» оттачивалось не зря, ведь если говорить о людях, которые оказали наибольшее влияние на становление фотографии — Анри Картье-Брессон обязательно будет в числе первых. В его объективе побывали Коко Шанель, Мерлин Монро, Уильям Фолкнер, Анри Матисс, Альбер Камю и многие другие. В его библиографии несколько десятков статей и книг.

Анри Картье-Брессон умер в 2004 году в возрасте 95 лет, прожив долгую, насыщенную событиями и интересными людьми, жизнь.
Он говорил: «Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце».

Image

Автор: Наталья Росс

Женский фотограф

Instagram: natalia_r_photography