Бесславная судьба прославленного броненосца

В 1898 году в городе Николаеве, что на Черном море, был заложен броненосец, который впоследствии стал сильнейшим кораблем на Черном море. По аналогии с «Императрицей Марией», в конструкцию судна были внедрены новейшие технологии того времени. Разработкой данного проекта занимался корабельный инженер А. Э. Шотт.

Базовым проектом для будущего броненосца стал всем известный боевой корабль «Три святителя», мореходные качества которого были заимствованы от легендарного «Пересвета».

«Князь Потемкин-Таврический» впервые за всю историю российского флота подобного образца получил котлы новой конструкции, которые питались жидким топливом. Новая совершенная броня была значительно тоньше брони «Три святителя», однако более надежной. Технологии создания «панциря» нового типа значительно облегчили конструкцию корабля. появилась возможность разместить на борту «Потемкина» не только большее количество орудий, но и подъемные устройства, а также балки для спуска и подъема запасов, катеров и шлюпок.

Боевые характеристики «Потёмкина Таврического» превосходили все имеющиеся (на то время) корабли в этом классе.

Экипаж броненосца начали формировать еще на стадии закладки корабля.  В тех условиях, когда корабль еще не был спущен на воду, создали тридцать шестой флотский экипаж, который на момент середины 1905 года составлял уже 731 человек. Управление кораблем приняли 26 офицеров.

За свои недолгие годы службы экипаж броненосца пережил немалое. В то время, из-за некачественного продовольственного снабжения, стихийно поднимались вооруженные выступления матросов. В конце сентября 1905 команда корабля поддержала восставших крейсера «Очаков». Так как броненосец на то время был разоружен, активного участия в восстании он принять не смог. Моряки расправились с офицерским составом корабля. Не имея четкого понимания того, что делать дальше, восставшие вывели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы провизии и топлива, а также поддержать проходившие в городе волнения и антиправительственные настроения, присоединиться к главным силам Черноморского флота, в надежде, что и остальные экипажи присоединятся к восстанию. На переходе в Одессу, которая в то время уже была объята пламенем всеобщей забастовки, скончался от ран артиллерийский квартирмейстер Г. Н. Вакуленчук, который активно принимал участие в восстании. Под предлогом его похорон, на борт корабля были приглашены представители местных социал – демократических организаций и «Соединенной комисии» — меньшевики (А. П. Березовский, К. И. Фельдман, И. П. Лазарев). Прибыли на борт броненосца также и начальник Одесского торгового порта, прокурор и жандармы, во главе с приставом, с целью разоружения взбунтовавшегося экипажа, но эта попытка провалилась.

Возле тела покойного Вакуленчука стал скапливаться народ, спровоцированный матросами с «Потемкина» — «Хороним героя, отказавшегося есть БОРЩ!». Начались волнения в городе, дело шло к погрому Одессы.

В сложившейся неразберихе экипаж «Потемкина» в акватории Одесского порта захватил транспорт «Эмеранс» с грузом угля. Сотни рабочих оказывали помощь экипажу броненосца. Ситуация в Одессе накалялась — к порту стягивались царские войска. На мачте уже был поднят сигнальный флаг «Наш», означающий готовность к артиллерийской стрельбе — таким образом восставшие хотели предупредить сухопутное командование, что откроют артиллерийский огонь по городу, если те попробуют применить силу против «народа».

Вскоре к броненосцу присоединился «собрат» «Георгий Победоносец», и даже экипаж учебного судна «Прут» поднял бунт, но воссоединиться с «Потемкиным» им не удалось.

Волей-неволей броненосец, на борту которого уже не было провизии и воды, попытался причалить в порту Феодосии, где его уже ждала царская армия. Это возымело действие, и экипаж направил корабль в Констанцию, где в полном составе сдался румынским властям, которые и вернули корабль России. В стремлении вычеркнуть из памяти даже его название, броненосец переименовали, а команда его осталась в Румынии в качестве политэмигрантов.

С 10 декабря 1907 года «Потёмкин» был переименован в «Пантелеймон». В соответствии с новой классификацией, эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям, и теперь они принимали участие в боевых действиях только в составе бригады линейных кораблей.

После февральской революции 1917 года кораблю почти вернули прежнее название — он стал называться «Потемкин-Таврический». Вскоре за все его революционные заслуги присвоили новое имя — «Борец за свободу».

В 1918 году линейный корабль «Борец за свободу» был захвачен войсками Кайзера, а накануне прихода в Крым Красной армии легендарный корабль был уничтожен взрывом англо-французских интервентов. Броненосец долгое время стоял полузатопленный в Южной бухте и уже в 1924 г. пошел на слом. Часть металла пошла на изготовление сельскохозяйственных орудий, а часть брони — на сверла для буровых скважин Баку.

Осталась от броненосца только очень прочная стальная фок-мачта. Ее распилили пополам и установили вместо взорванных в гражданскую войну створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман.

До 1957 г. огни фок-мачты с «Потемкина» показывали кораблям безопасный путь, и в народе их так и называли: «потемкинские огни». В 1957 г. створ сняли, установили новые бетонные знаки, а части мачты броненосца до сих пор бережно хранятся в трех музеях страны: Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, Центральном музее вооруженных сил в Москве и Севастопольском музее Черноморского флота.