Болливуд покоряет мир

Голливуд часто обвиняют в культурной и экономической экспансии. Между тем, есть и конкурирующая сила – кинематограф Индии, который принято называть Болливудом. В стране 20 киноцентров выпускают порядка 1000 фильмов в год

Данные Ассоциации торгово-промышленных палат Индии говорят, что индийцы покупают 2,7 млрд билетов год, что является рекордным показателем в мире, но в среднем цены на билет – самые низкие в мире, что негативно сказывается на доходах прокатчиков и киноделов.

Индийские кинематографисты идут в ногу со временем. Мелодрамы с танцами и пением, которые считаются визитной карточкой Болливуда, продолжают снимать, но они занимают небольшую часть в общей продукции. В Индии снимают боевики, фильмы про супергероев, блокбастеры со спецэффектами. В болливудских фильмах поднимаются темы прав женщин, злоупотребления наркотиками, психического здоровья, национальных взаимоотношений…

Материалом становятся как оригинальные истории, так и переосмысление голливудских сюжетов и фильмов. Их даже ремейком назвать трудно – от первоосновы часто остаётся лишь идея или сюжетный ход.

Бурный рост мультиплексов подстегнул развитие индийской киноиндустрии. По оценкам экспертов, прокат в мультиплексах в 2017 году дал 74% всех прокатных доходов или $2,13 млрд. Фиксируется и рост продаж на 15% ежегодно фильмов для спутниковых и кабельных каналов. А вот продажи видеокассет падают на 10% в год. Не дремлют и пираты, отгрызая от кинодоходов свой кусок пирога.

Болливудская продукция давно перешагнула границы Индии и завоёвывает зарубежные рынки. Сейчас доходы от зарубежных контрактов составляют порядка $170 млн. Ожидается, что, по итогам нынешнего года, будет преодолена планка в $200 млн.

Киноиндустрия Индии поделена между несколькими семейными кланами: Кхан, Капур, Баччан… Тем не менее, путь талантливому новичку на вершину успеха не закрыт. Стоит отметить, что особенно ценится участие в фильмах белых людей. Правда, не на первых ролях, но на эпизоды можно рассчитывать. Бывает, что на площадку по съемке фильма заманивают туристов из Европы и США, которые за десяток долларов могут принять участие в съемках. Это и приработок, и развлечение. Впрочем, есть и среди звёзд белые люди, как минимум — Катрина Кайф и Том Олтер. Несмотря на то, что их имена ничего не говорят иностранному зрителю, индийцы их чуть ли не боготворят.

Главный международный рынок для Болливуда на сегодняшний день – Ближний Восток. В 2015 году, по данным Indian Film Research, он дал индийским киностудиям 52% от всей международной прибыли. Средняя и Южная Азия также находится под болливудским контролем, особенно после того, как в 2008 году Пакистан отменил эмбарго на индийское кино. А вот в Восточной Азии – в Китае, Японии, Южной Корее – прочнее позиции у Голливуда. Так, в Китае в год по закону можно прокатывать только 34 иностранных фильма, и в этот список в основном попадают проекты американских киностудий.

В Европу Болливуд активно пробивается, но пока не может конкурировать с европейской и американской продукцией. Хотя всё больше американских фильмов снимают люди с индийскими фамилиями, и Найт М. Шьямалан – лишь вершина айсберга.

 

Image

Автор: Константин Барановский

Гуманитарный технолог. Управляющий партнёр консалтинговой группы «Консильери». Главный редактор сайта деловой информации "Бизнеспортал"