Крест Тевтонского ордена

В 1190 году во время Третьего крестового похода граждане Бремена и Любека основали полевой госпиталь в Святой земле близ города Аккона. В госпитале трудилось сообщество, которое посвятило свою деятельность уходу за больными и ранеными в результате крестовых походов и боев за Святую землю (Прим. ред.: Святая земля — часть территорий современного Государства Израиль (до 1948 года — Палестины). Является святыней трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама). Он стал третьим по времени основания, известности и могуществу духовно-рыцарским католическим Орденом.

Карта Святой земли

Уже через год папа Клемент III утвердил это сообщество, а в 1198 году оно преобразовалось в духовный орден, и вскоре приняло  храмовый устав. В отношении же ухода за больными и ранеными, орден обязался следовать Уставу Иоанитов. Папа Иннокентий III закрепил название ордена, которое звучало так: «Орден рыцарей госпиталя Святой Марии Немецкого Дома или Немцев в Иерусалиме», или «Орден братьев Немецкого госпиталя Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме». В русской историографии орден получил имя Тевтонский (от лат. teutonicus — германский), прусский или германский.

В XIII столетии между Немецким орденом и храмовниками или — как нам всем привычнее — Тамплиерами создались некоторые трения в отношении белых плащей, да и не только. Заимствования из тамплиерского устава, добавленные к первоначальным иоаннитским статутам, а в особенности — заимствование белого плаща с крестом «тамплиерской» формы, постоянно приводили Тевтонский орден к конфликтам с храмовниками. История этих постоянных конфликтов между двумя военно-монашескими орденами, принимавших нередко весьма кровопролитные формы, полностью опровергает абсурдные бредни об их идентичности или о тевтонских рыцарях как «орудии» тамплиеров.

Рыцарь Тамплиер

В действительности храмовники всеми силами сопротивлялись любым нововведениям своих новоиспеченных соперников.

Рыцарь Тевтонского ордена

Рыцари разных орденов становились трудно отличимыми друг от друга в сражениях из-за сходства их «униформы». Не исключен был вариант, что, скажем, «тевтоны» (чей черный крест на белом плаще в схватке вполне мог сойти за темно-красный тамплиерский крест сходной формы) теоретически могли приписать себе славу и успех тамплиеров и, соответственно, претендовать на большую долю военной добычи, чем они того заслуживали.

Тамплиеры не раз жаловались Папе на немецких рыцарей за то, что те переняли храмовнический устав и белый плащ «бедных рыцарей Христа и Соломонова Храма». Папа Иннокентий III, их известный покровитель и друг тамплиеров, даже запретил «тевтонам» на какое-то время ношение белого «тамплиерского» плаща, но, впрочем, оставил окончательное решение за Патриархом Иерусалимским. Патриарх попытался осуществить своего рода компромисс — он позволил «тевтонам» сохранить белый цвет их плаща, но повелел им шить плащи не из льняной, как у тамплиеров, а из любой другой ткани.  Однако храмовники еще долго не могли примириться с нисколько не удовлетворившим их решением римского понтифика.

Латинский крест

Тевтонский крест

Первоначально на плаще крест имел форму «латинского», у которого вертикальная стойка длиннее поперечной, но уже в XIV столетии невооруженным глазом можно было обнаружить изменения формы креста. Поперечная перекладина сдвигается к середине, а лучи креста начинают расширяться от центра. Появляется новый «Лапчатый крест». Крест пришивался на белую мантию, причем на многих одеяниях степень расширения лучей к концам была разной. В определенном смысле данная форма стала основой для создания железного креста в 1813 году Королем Фридрихом Вильгельмом III. Об этом мы расскажем Вам в следующей статье.

Рыцарь Немецкого ордена с крестом на плаще и нагрудным крестом

С начала XVI столетия члены ордена начали носить новомодные, на тот период, черные сюртуки, крест рыцарского ордена стал незаметным, и было принято решение об оформлении орденского креста в серебряную оправу и его ношении на левой стороне груди. Еще не раз положение о ношении креста менялось и, в конце концов, эрцгерцог Максимилиан Австрийский, Великий магистр ордена (1590-1618 гг.), издал распоряжение о новом порядке ношения орденских знаков отличия.

Именно тогда размер креста уменьшился, а изготавливаться он начал из атласа с серебряной тканной каймой. Крест ордена во всех своих формах присутствовал почти везде в созданном рыцарским орденом государстве. Он имел значение высшей государственной власти и изображался на домах, церквях, могильных памятниках, пограничных знаках владений ордена. Даже после того как государство ордена прекратило свое существование и превратилось в светское герцогство Пруссию, в стране еще сохранялись следы ее прежних властителей.