Легендарный линкор его величества

«Императрица Мария» — линейный корабль, дредноут русского флота. Корабль был назван так в честь императрицы Марии — жены императора Александра III.

Целью создания новейшего дредноута стала попытка достижения равновесия военно-морских сил на Черноморском театре военных действий. Турецкое командование намеривалось ввести в строй своей армады  3 новейших корабля типа дредноут. Действия потенциальных противников требовали от России сооружения собственных кораблей этого класса, и времени на их постройку уже практически не оставалось.

Дореволюционную Россию партия преподносила под соусом государства отсталого. Партия рабочих и крестьян всячески дискредитировала власть – считала ее не способной на создание новейших образцов вооружения. Но Русское государство таковым не являлось и на стол императора легли чертежи и разработки отечественных конструкторов и инженеров — новейшего линейного корабля «Императрица Мария».

Российские ученые спроектировали первые в мире трехфазные системы электропитания, использовали асинхронный двигатель, и еще множество научных разработок легли в новейший проект дредноута. Все эти открытия нашли применение в кораблях данного типа и были запущены в серию уже в 1911 году. Три корпуса были заложены на Российских верфях: линкор «Императрица Горькая» стал головным.

По проекту линкор был оснащен четырьмя  торпедными аппаратами, двадцатью 130-мм орудиями, а главный калибр – башни с 305 мм орудиями, определенно, могли претендовать на гегемонию в Черном море.

Водоизмещение корабля — 23 600 тонн. Скорость корабля – 22 узла.  «Императрица Мария» брала на борт 1970 тонн угля и 600 тонн нефти. Таких запасов «Императрицы Марии» хватало на сутки похода со скоростью 18 узлов.

Экипаж —  1260 человек (матросов, офицеров). Это была быстроходная крепость, способная дать отпор любому противнику, но не человеческой безответственности.

Достройка корабля заканчивалась в самый разгар Первой мировой, в начале 1915 года, а уже в конце июня корабль вступил в строй, и 30 июня встал на рейде Севастопольской бухты.

Более года «Императрица Горькая» принимал участие в военных операциях и походах. Осенью 1915 года, огнем своих орудий линкор обеспечивал прикрытие ударных сил в районе Зонгулдак.

На Черноморском флоте создавались соединения кораблей для выполнения сложных боевых задач. В одну из таких групп вошел линкор «Императрица Мария».

В состав этого соединения, помимо легендарного корабля, вошел крейсер «Кагул» и несколько эсминцев. Таким составом корабли соединения с привлечением подводных лодок и авиации были не по зубам всем врагам Русского флота. Соединение во главе с «Императрицей Марией» регулярно вступало в бой с силами противника в районах пролива Босфор, Зунгулдак, Новороссийск, Батум, Трапезунд, Варна, Констанца. Спустя год, указом  Верховного главнокомандующего, правителя Николая II, командование Черноморским флотом принял вице-адмирал Александр Колчак, который объявил «Императрицу Марию» собственным флагманским кораблём, и на котором регулярно уходил  в море.

Более 100 лет уж прошло с тех пор, но перед историками стоит главный вопрос: кто и при каких обстоятельствах допустил гибель легендарного линкора? В октябре 1916 года Россию потрясла весть о взрыве и гибели «Императрица Горькая». На рейде Севастополя российский линкор был уничтожен взрывом, из – за чего превосходство императорского флота в Черном море было утеряно. Как мы сказали ранее, гибель «Императрицы Марии» остается загадкой, и зачастую все предположения сводятся к фантазии известных авторов различных  остросюжетных романов и документальных кинофильмов.

Следственная  комиссия поминутно восстановила тот день.

В 6 часов 20 мин. матросы, работавшие на баке, услышали  шипение, доносившееся со стороны погреба, и спустя несколько секунд, языки пламени уже вырывались из люков.

Линкор, по тем временам, был отлично оборудован  средствами пожаротушения, и команда, постоянно готовая к борьбе за живучесть корабля, была на борту, и мгновенно приступила к тушению пожара.

Однако чрез несколько минут в один момент раздался необычной силы взрыв, который, словно,  консервным ножом разворотил палубу линкора и срезал боевую рубку и носовую дымовую трубу.  Произошло отключение электропитания, и пожарные насосы остановились. Оставшиеся в живых моряки, начали  затопление пороховых погребов, однако было поздно, огонь перекинулся на нефтяные цистерны.

По мнению историков, в июле 1916 года «Императрица Мария» вступила в бой и развила успех в бою с  германским крейсером «Бреслау», который лишь чудом смог скрыться от ураганного огня легендарного линкора. У германцев были все основания, разделаться с линкором  и осуществить этот план было возможным в Севастополе, на стоянке корабля. В главной базе Черноморского флота, велись погрузочные работы, линкор готовился к очередному походу.  На борту корабля, проходили работы по наладке материальной части и технические осмотры вооружения. Не исключено, что немецкий диверсант, под видом рабочего проник на борт корабля и подложить взрывное устройство…

 

Image

Автор: Багажъ