Собибор

Режиссер: Константин Хабенский (дебют)

Главные роли: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Мария Кожевникова

Жанр: военная драма

Собибор – это концлагерь в Польше. В нем за 1,5 года существования было уничтожено более 250 000 евреев. И здесь, 14 октября 1943 произошло единственное успешное крупное восстание заключенных.

Многим в нашей стране эта страница истории неизвестна. Долгое время не знал о ней и Константин Хабенский. Пока ему на глаза не попался сценарий, на основе этих событий. И решил Константин снять фильм. Получилось у него или нет? Давайте разбираться.

Хабенский-режиссер начал с каноничной сцены прибытия поезда. Правда, прибыл он не на французский вокзал, а в лагерь смерти. Открывающая сцена получилась одной из самых сильных за весь фильм. Встреча «дорогих гостей», прием багажа, выявление специалистов и проводы женщин в долгожданный душ – всё это сжимало сердце. Было больно смотреть, как еще наивные новоприбывшие отмечают немецкий порядок во всем и договариваются о скорой встрече после дезинфекции. Теперь-то мы знаем, чем заканчивается подобный «душ».

Далее картина знакомит нас с главными героями. Как со стороны немцев, так и среди рядов заключенных. И надо сказать, что характеры фашистов прописаны куда тщательнее и лучше, чем образы лидеров подпольного сопротивления. И, что еще больше удивляет, описанию биографии и, так называемого, бэкграунда Александра Печерского (Константин Хабенский) уделено мизерное количество экранного времени. Мы получаем из диалогов лишь отрывочные штрихи к его портрету. Но их недостаточно, чтобы он стал зрителю эмоционально близок. И хоть Константин Хабенский замечательный актер и все прекрасно сыграл, но сопереживать ему и большинству его товарищей не получается. Наиболее убедительными оказались 15-летний парень Шломо, потерявший отца, мать и сестру, и сошедший с ума из-за смерти жены ювелир.

Декораторам, гримерам и художнику-постановщику можно смело ставить твердую 5 за работу над картиной. В этом аспекте практически не к чему придраться. Разве что территория лагеря почему-то огорожена всего лишь одним забором из проволоки, тогда как в реальности подобных преград было 4 и между ними еще располагались мины и патрули.

А вот что мне абсолютно не понравилось в фильме – чрезмерная жестокость. Я понимаю, что фильм про войну и жестокость лагеря. Но позвольте, у картины рейтинг 12+, а тут вам и размозженный череп крупным планом, и кровь, хлещущая из шеи, и толпа голых женщин. Во-первых, я бы выставил рейтинг 16+. А во-вторых, стоило чуть меньше концентрироваться непосредственно на «мясных» кадрах. Все понимают, что немцы зверствовали в лагерях, но зачем несколько раз показывать, как хлещут ремнем по заднице одного и того же еврея? Зачем пихать в кадр кашу, получившуюся из головы нациста после множественных ударов обухом? Подобные вещи можно оставить и за кадром.

Еще один человек, к которому есть вопросы – это оператор. Не совсем понял смысл снимать в слоу-моу последние 10 минут фильма. Смотрелось это странно и неорганично. А последний кадр вообще до глубины души возмутил моего внутреннего перфекциониста: горизонт слегка завален и мальчик бежит не строго по центру кадра (хотя это предполагается).

Не склонен придираться к фильмам, основанным на реальных событиях за то, что не все как в жизни изображено. Но Хабенский очень дипломатично обошел стороной две темы. Во-первых, что в охране лагеря большую часть составляли украинцы-коллаборационисты. Именно они стояли на вышках с пулеметами. И второй момент: Хабенский говорит об этом во всех интервью, но лишь одной строчкой сухо пишет об этом в титрах. На Родине Печерский не получил никаких наград. После побега он какое-то время партизанил, а затем был направлен в штрафбат. По окончании войны советское правительство не выпустило его из страны на Нюрнбергский процесс для дачи показаний. И наград за свой подвиг он не получил. «Скажи еще спасибо, что живой», — такова была аргументация политиков.

Закончу на положительной ноте. Музыка в фильме органичная, цепляющая и заставляющая хоть как-то увлечься процессом. Чувствуется, что композитор фильма (Кузьма Бодров) вдохновлялся саундтреком к Дюнкерку. И это отличный пример для подражания.

В итоге: у Хабенского получилась мрачная, темная, местами чересчур жестокая военная драма. Музыкально и визуально все выглядит очень хорошо. К актёрам тоже практически не хочется придираться. Но вот сценарий, не раскрывший главного героя, и увлекающийся оператор подпортили впечатление. Стоит ли смотреть фильм в кино? Скорее да, чем нет. Узнавать историю хотя бы через такие фильмы полезно. Если для кого-то это аргумент, то 5% от стоимости каждого билета будет направлено на благотворительность. Так что вы поддержите не только Константина Хабенского как режиссера, но и поможете больным детям.

 

Image

Автор: Константин Выгловский

КИНОБЛОГГЕР

INSTAGRAM