Техника импасто в живописи

Для каждого художника картины — это отражение мира: мир Дега был пастельным, Синьяк изображал его в крапинку, а Леонардо да Винчи представлял себе его «воздушным». Все знаменитые творцы писали свои шедевры не красками, а эмоциями. Сегодня мы расскажем об одной из самых необыкновенных техник — импасто.

 

История импасто

Сам термин «Импасто» означает в переводе с итальянского «плотно» или «пастообразно». Эта техника предполагает нанесение краски густой консистенции при помощи шпателя, кисти или мастихина. При этом мазки сохраняют свою неровную текстуру. Художник стремится достичь многих визуальных эффектов, но главное — объемности и игры света и тени. Мазки могут быть прямыми, закругленными или штрихующими. Одни художники использовали этот прием только для отдельных элементов своих произведений с целью подчеркнуть его, сделать акцент, другие покрывали неровной рябью весь холст.

Обычно технику импасто связывают с творчеством Винсента Ван Гога. Говорят, что он наносил краски сразу на полотно и просто размазывал их собственными пальцами. Одним из примеров техники импасто в его творчестве является картина «Звездная ночь». Здесь, чтобы получить максимальный эффект яркости ночных огней, он старался наносить краску очень густой консистенции массивными, смелыми мазками, подчеркивая блики.

Чтобы мазки получались еще гуще и выразительнее, случалось, что не пренебрегали и загустителями. Это придавало картине невероятной фактурности. К примеру, широко использовался воск. С каждым мазком запечатлевались касания мастихина или шпателька. Полотна, исполненные этой техникой, выходили из-под кисти представителей разных школ и эпох: Ренессанса, Барокко, импрессионизма, экспрессионизма, постимпрессионизма. Примечательно, что импрессионисты наносили пасту из тюбика прямо на холст, уже там создавая кистью необходимые очертания.

 

Эффект трехмерности и визуальная иллюзия

Рембрандт и Веласкес также активно использовали данную методику нанесения краски при создании своих знаменитых полотен. Благодаря импасто, они добивались, на удивление, натуралистичных текстур: резной камень, мелкие морщинки на коже, струящиеся волосы прекрасных дам, кружевные ленты, фалды одежды и тканей, сияние украшений и блики драгоценностей, атмосферные явления и эффекты – все, на первый взгляд, незначительные детали изображались невероятно чувственно и тонко.

В эпоху импрессионизма и экспрессионизма эта техника позволила получать прекрасное зеркальное отражение раскрошенной или сломанной поверхности, выделять световые акценты в полумраке, подчёркивать объем. Это был идеальный способ передать чувства, переживания и эмоции для картин экспрессионистов, выразить своё «я» на холсте, показать то, что доступно только видящему, а не смотрящему. К примеру, Клод Моне использовал архитектурный подход к технике импасто, когда другие импрессионисты применяли сразу два способа: использовали вещества для фиксации и разрабатывали новые основы для красок. К слову, в первой технике работал Эдгар Дега.

 

Получение нужных текстур

Благодаря применению акрила, расширяются возможности создания основ, но все же такие праймеры считаются слишком грубыми, чтобы противостоять трещинам и слущиванию. В то же время, несмотря на неудобства в использовании, это может стать изюминкой работы автора. Если раньше мастера кисти стремились избавиться от мазков на полотнах, то сегодня наоборот: немало таких, кто использует заметные, осязаемые мазки для придания нужного характера элементу.

Существует целый ряд способов и правил нанесения красок на основы:

  • При помощи кисти, мастихина, тюбика или применения дополнительных добавок;
  • Высыхание плотного слоя должно происходить при таких условиях, чтобы процесс протекал максимально медленно. Такой подход убережет слой пигмента от растрескивания или появления морщинок;
  • Слишком жирные составы непременно будут мешать созданию текстуры и выразительным мазкам;
  • Плоские щетки или кисточки из искусственного волоса замечательно подойдут для работы в этой технике;
  • Если добавить в пигмент опилки, песок или очень мелкий камень – это придаст текстуре уникальности и позволит заметно оживить работу, а главное – увеличит объем каждого мазка;
  • Некоторые мастера покрывают готовые картины специальной глазурью. Ее тонкая пленка прекрасно защищает от растрескивания, сморщивания или слущивания пигмента.

 

Наиболее популярные приемы в импасто:

Очевидно, техника невероятно разнообразна. И тут, даже после стольких столетий вариаций, для разгула фантазии остается достаточно места. Тем не менее, есть пара приёмов, которые уже считаются классическими:

  • Густое пятно: наносится на плоскость широкими, щедрыми мазками, словно Вы намазываете ореховую пасту на тост. При этом остаются следы мастихина, и они придают текстурности области нанесения;
  • Штриховая фактура: получается при нанесении краски мастихином путем похлопывания. При этом на нижнюю его часть наносится краска, которая немного тянется при отрыве орудия от полотна и оставляет небольшие гребни;
  • Закругленные мазки: обильно смоченной пигментом круглой кистью наносятся дуги и полукруги, которые так любил применять Ван Гог;
  • Линии: важно, чтобы они заходили друг на друга. Это придаст характера нанесённому участку полотна;
  • Подручные средства: это уже не совсем классика. Берите все, чем можно растянуть краску по холсту и экспериментируйте. Например, начните с небольшой щетки или валика – результат получится необычным.

Импасто стоит того, чтоб Вы, чувствуя смелость и свободу стиля, позволили себе широким закруглённым мазком кисти нанести густую краску на холст и показать всему миру его отражение в зеркале Ваших глаз!